Уже 17 лет фонд «Детская больница» организует лагерь для детей и подростков, переживших ожоговую травму. Это выездные программы психологической реабилитации, в которых участвует от 20 до 45 детей в возрасте от 8 до 20 лет. Выезды проводятся дважды в год: летом — для детей от 8 до 18 лет, зимой – для более старших участников. Участников всегда сопровождают вожатые-специалисты по работе с детьми, пережившими ожоги, психолог и врач. Большое количество помогающих взрослых – важный элемент программ, ведь детям, справляющимся с последствиями травмы, нужно больше поддержки и внимания.
Это единственный в России лагерь для детей с ожогами. Каждый год в программе принимают участие дети не только из Москвы и Подмосковья, но и из Чечни, Башкирии, Узбекистана. Оплата проезда для участников издалека – дополнительные и часто большие траты для фонда, но только так мы можем обеспечить психологическую реабилитацию максимальному количеству детей, переживших ожоговую травму.
Наша концепция проведения реабилитационных лагерей сложилась на основе опыта наших английских и американских коллег с добавлением разработок в области психо-социальной реабилитации, основанных на различных методах психотерапии и арт-терапии. Основная задача такого лагеря – дать участникам возможность справиться с физическими и психологическими последствиями травмы в безопасной атмосфере.
Участие в выездных программах помогает участникам:
1) Научиться пробовать новое и преодолевать свои страхи, вновь обрести контакт со своим телом
После выписки из больницы у детей с ожоговой травмой может появиться тенденция к излишней инвалидизации – ребёнок привычно представляет себя неспособным и слабым. Он боится совершить лишнее движении, привычно отказывается от участия в подвижных играх. В других случаях ребёнок после травмы, наоборот, теряет представление о своих физических ограничениях, перестаёт доверять правилам безопасности (ведь они не смогли защитить его от травмы) и вновь попадает в опасные ситуации. Должным образом подобранные физические активности помогают участникам обрести адекватное представления о своих возможностях и стимулируют расширять их спектр.
При этом мы уважаем право ребёнка отказаться от участия. Когда дети лежат в больнице, у них возникает ощущение беспомощности, связанное в том числе с отсутствием выбора. Никто не спрашивает их, согласны ли они на болезненную перевязку, укол, лекарство. Реабилитационный лагерь – пространство, в котором ребёнку предоставляется выбор: в каком мероприятии участвовать, делиться своей историей или нет, общаться или молчать.
2) Обрести и развить социальные навыки, которые в дальнейшем могут быть использованы в более привычной повседневной обстановке, найти новых друзей.
Возвращение к привычной жизни после травмы – непростая задача, с которой приходится сталкиваться детям с ожогами. Ребёнок долгое время проводит в больнице, один на один с родителями и врачами. Общение со сверстниками часто сводится к минимуму. В безопасной, поддерживающей атмосфере лагеря они имеют возможность восстановить социальные навыки, учатся договариваться, работать в группе. Усвоенные навыки пригождаются детям в повседневной жизни – родители отмечают, что детям после лагеря становится легче общаться со старыми друзьями, одноклассниками.
Ещё один важный социальный навык, который участники могут получить в лагере – представление о правилах и границах. Ожоговая травма заставляет ребёнка усомниться в безопасности и стабильности мира вокруг него. Чётко выстроенная система правил, по которым взрослые и дети живут в лагере, .помогает формированию ощущения предсказуемости и безопасности среды.
3) Поделиться своим травматическим опытом в атмосфере психологического комфорта, найти новых друзей
Общение с другими детьми, пережившими ожоговую травму, возможность поделиться своей историей – всё это помогает ребёнку почувствовать себя менее одиноким, принять свой травматический опыт, осознать его место в своей жизни. А дружбы, которые завязываются в ожоговом лагере, порой длятся долгие годы. Ребёнку, недавно получившему ожог, бывает сложно коммуницировать с внешним миром в одиночку, проще делать в это в окружении друзей, переживших сходный опыт.
4) Повысить самооценку
Ожоговая травма влияет на самооценку ребёнка на множестве уровней: часто он не может принять свою изменённую внешность, не может привыкнуть к физическим ограничениям, а иногда – винит себя в получении травмы (ведь ожоги часто случаются в результате нарушения правил техники безопасности). Участие в театральных постановках, творческих мастер-классах, спортивных мероприятиях помогает ребёнку вновь поверить в свои силы, открыть в себе новые возможности. А постоянная поддержка вожатых, психологов и других участников минимизируют стресс при получении нового опыта.
5) Развить самостоятельность
После тяжёлой травмы ребёнок долгое время не может самостоятельно садиться, вставать, ходить, держать в руках ложку. В такой ситуации тот взрослый, который сопровождает ребёнка в больнице (родитель, бабушка или дедушка, опекун и др.), становится необходим для выполнения простейших жизненных функций, ребёнок целиком зависит от него. Когда ребёнок идёт на поправку, родителям бывает непросто принять его вновь сформировавшуюся самостоятельность, а ребёнку – отказаться от ежеминутной опеки. Кроме того, родители порой винят себя в том, что ребёнок травмировался и боятся отпустить его от себя. Участие в реабилитационных выездах даёт детям возможность проработать навыки самостоятельности, а для родителей это важный шаг в процессе возвращения в привычной жизни.
6) Научиться принимать и оказывать поддержку
7) Обрести и развить новые навыки, при поддержке психологов и вожатых работать над индивидуальными жизненными целями (медицинскими, психологическими и др.)
8) Получить дополнительную поддержку от вожатых, переживших ожоговую травму
9) Научиться регулярно и правильно ухаживать за рубцами и шрамами
10) Найти способ наиболее эффективно справиться с психологическими последствиями травмы во время групповых и индивидуальных занятий с психологом