Послеожоговая реабилитация детей
Продолжительность: 5:23
Современные медицинские традиции всё больше учитывают взаимосвязь и взаимовлияние физического здоровья и эмоционального состояния. И здесь есть сразу несколько плоскостей, в которых нужна и эффективна работа психолога в больнице: работа с пациентами, работа с его близкими, взаимодействие с врачами и персоналом. Функционал психологической службы не исчерпывается разовым и экстренным консультированием, часто это комплексное психологическое сопровождение семьи с момента травмы, операции или начала лечения.
Психологи фонда регулярно обходят отделения больницы. На данном этапе такие профилактические обходы осуществляются в ожоговом и урологическом отделениях больницы им. Сперанского. Кроме того, психологи оказывают помощь детям и родителям по запросу врачей из этих и других отделений в случае, если возникает проблемная, кризисная ситуация. Всё это способствует созданию в отделениях больницы более стабильной и безопасной психологической атмосферы.
Психолог помогает ребенку и, по необходимости, его близким проработать болезненные переживания, связанные с травмой и пребыванием в больнице, знакомит с немедикаментозными способами контроля над болью, работает над тем, чтобы предотвратить развитие у ребенка пост-травматического стрессового расстройства, помогает семье найти и обнаружить ресурсы для преодоления кризисного этапа жизни, выстроить план жизни на время пребывания в больнице и после нее. Работа со взрослыми обычно строится как диалог, с выделением жалобы, проблемы и запроса, и дальнейшим исследованием возможных путей выхода из непростой ситуации и облегчения состояния. Часто близкие ребенка, оказавшегося в больнице из-за серьезного заболевания или травмы, нуждаются в поддержке не меньше, чем сам пациент. Важно помочь родителю сориентироваться в собственных чувствах и переживаниях, и в том, как лучше поддержать самих себя и своего ребенка.
В работе с детьми психологи фонда активно используют различные приемы игровой, песочной и арт-терапии. Чем младше ребенок, тем сложнее ему рассказывать о своих чувствах напрямую, сложнее формулировать. В игре и в творчестве ребенок может выразить себя, проработать травмирующую ситуацию на символическом уровне, получить профессиональную помощь и поддержку от психолога. Так, например, создаваемый ребенком в специальной песочнице сказочный мир, является отражением его Я и его актуальных переживаний. Визуализация и отыгрывание позволяют разделить их со взрослым, дает возможность посмотреть на проблему со стороны и найти наиболее “экологичный” и безопасный для психики путь восстановления.
Благодаря всему этому возможно достигнуть изменения отношения ребенка к себе, к актуальной ситуации, к своему прошлому и будущему. Часто средства игровой, песочной и арт-терапии подходят подросткам и даже взрослым. Воплощенные в игре, в песке, рисунке или пластилине эмоции и переживания обретают форму и таким образом получают некоторую завершенность. Своевременно оказанная психологическая помощь даёт ребёнку возможность преодолеть последствия травмы, проработать этот болезненный опыт, расти и развиваться дальше.
Психологи продолжают работать с семьями и после выписки из больницы. Они помогают детям вернуться в школу, восстановить социальные связи, сформировать новый образ тела, справиться с переживаниями из-за изменённой внешности и возможной реакцией на неё окружающих. Помогают взрослым принять новый непростой опыт болезни или травмы ребенка, восстановить у них чувство родительской компетентности, наладить общение с ребенком (детьми) или членами семьи.