Благотворительный Фонд
при Детской городской клинической больнице №9
им. Г.Н. Сперанского
Регистрационный № 102770054378
+7 (499) 256-64-44

Родителям

Как помочь детям при ожогах

(руководство для родителей)

Авторы:
Будкевич Л.И. - директор Ожогового центра при ДГКБ № 9 им. Н.Г.Сперанского
Ямаллутдинова А.А. - врач-реабилитолог
Анашкина Е.В. - детский психотерапевт
Сурикова М.И. - психотерапевт
Ченцова Г.М. - психотерапевт, психиатр.

Ожоги - достаточно частый и тяжелый вид травмы, нередко приводящий к летальному исходу. В Европе и в США в стационарном лечении нуждаются более 200 тысяч пострадавших от ожогов. В течение одного года в европейских странах погибает от термической травмы около 60-ти тысяч человек. В России в среднем ежегодно получают ожоги более 500 тысяч человек, из которых 100-110 тысяч госпитализируются. Дети составляют 25% от числа попавших в больницы.

Среди всех травматических повреждений в детском возрасте 18% приходится на термическую травму. Причем в младшем возрасте ожоги встречаются значительно чаще, чем в старшем. Это объясняется тем, что маленькие дети более подвижны и любознательны.

Чем выше температура воздействующего фактора и продолжительнее время его воздействия, тем серьезнее вызываемые им повреждения. Поэтому ожоги от загоревшейся одежды, от действия электрического тока или горячей жидкости, длительно действующие на кожу сквозь одежду, всегда тяжелее, чем ожог на открытых частях тела.

При ожогах любого происхождения прежде всего страдают кожные покровы, реже - слизистые, подкожная жировая клетчатка, мышцы, сухожилия, кости. Если у взрослых горячие жидкости вызывают обычно поверхностные ожоги, то у маленьких детей они ведут к возникновению глубоких ожогов вследствие того, что кожа у ребенка тонкая, лишенная защитных свойств, появляющихся с возрастом.

Обширные глубокие ожоги кожи горячими жидкостями, пламенем сопровождаются сильнейшими болевыми ощущениями и тяжелыми расстройствами различных органов и тканей. Это явилось основанием для формирования понятия "ожоговая болезнь".

Ожоги опасны по нескольким причинам. Во-первых, они причиняют сильную боль, тем самым нанося психическую травму ребенку. Во-вторых, обширные термические поражения являются причиной тяжелых, а в ряде случаев необратимых изменений во всем организме пострадавшего, которые могут даже привести к гибели, несмотря на своевременную и интенсивную терапию. Кроме того, глубокие разрушения тканей приводят к образованию деформирующих рубцов, рубцовых контрактур, которые обезображивают ребенка, ведут к ограничению движений в суставах, а иногда обуславливают нарушение роста костей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

В вашей жизни произошел несчастный случай - ваш ребенок получил сильный ожог и сейчас находится в больнице. Семейная и повседневная жизнь нарушена. Как родители вы сталкиваетесь со множеством проблем и трудностей. Вы совершенно растеряны и не знаете, что вам делать, как помочь вашему ребенку.

Маленькому ребенку непросто осмыслить то, что с ним произошло. Некоторые дети не понимают случившегося, другие, напротив, все ясно осознают. Но все испытывают страх, сильную боль и более чем когда-либо нуждаются в вас, в вашей поддержке, спокойствии и оптимизме. То, как вы, родители, сможете помочь ребенку пережить это тяжелое время, имеет огромное значение для его и вашей дальнейшей жизни.

Постарайтесь успокоить ребенка, объясните ему, что с ним все дет хорошо, что ему обязательно помогут. Говорите ему столько раз, сколько это необходимо, что вы будете рядом с ним и будете о нем заботиться, - он должен убедиться, что вы любите его, как прежде, и что для вас он не изменился.

Маленький ребенок переживает такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и вы. У некоторых детей такие переживания могут возникнуть сразу же после ожога, у других - спустя некоторое время.

Большинство детей могут испытывать чувство вины за произошедшее, их сбивают с толку внезапные изменения в привычной жизни, боль и беспомощность. Некоторые дети не могут сами себя обслуживать и нуждаются в постоянной помощи в элементарных ситуациях, которые прежде не составляли для них никакого труда. Это может сделать их легко возбудимыми или же плаксивыми, трудными в общении, капризными и раздражительными. Даже дети из одной семьи по-разному реагируют на ситуацию травмы. Это трудное время как для детей, так и для родителей. Но родители могут помочь ребенку справиться со своими чувствами, возникшими после травмы.

Какой бы ни была реакция ребенка, пожалуйста, помните, что в данной ситуации для него совершенно нормально и естественно проявлять свои тяжелые переживания.

После ожога некоторые дети могут:

  • ·        огорчаться при отсутствии любимых игрушек (все погибло во время пожара);
  • ·        беспричинно злиться на родителей, пытаться их ударить, толкаться и кусаться, бросать вещи или другими способами проявлять свой гнев;
  • ·        стать более активными и беспокойными;
  • ·        многократно задавать один и тот же вопрос: "Это случится опять?";
  • ·        беспокоиться о том, выживут ли они, что случится с ними дальше, как они выглядят сейчас и как они будут выглядеть потом;
  • ·        бояться оставаться в одиночестве, требовать, чтобы вы были при них неотлучно;
  • ·        беспокойно спать или вообще не спать всю ночь, им могут сниться страшные сны;
  • ·        вести себя так, как будто они младше, чем на самом деле: опять сосать соску, проситься на руки, перестать говорить, страдать недержанием мочи;
  • ·        у детей может быть тошнота и рвота, головные боли, отсутствие аппетита и высокая температура;
  • ·        дети могут стать тихими и молчаливыми, не желать говорить о том, что произошло, и не помнить событий, произошедших до или после травмы;
  • ·        могут легко огорчаться и плакать;
  • ·        чувствовать вину за свое поведение, или остро сочувствовать вам, если вы считаете, что несчастье произошло по вашей вине;
  • ·        пугаться ситуаций, напоминающих о несчастном случае: запаха гари или бензина, открытого огня или электричества.

Некоторые дети могут вообще не проявлять описанных чувств и как будто не чувствовать никакого огорчения. Однако случается и так, что переживания проявляются позднее, спустя несколько недель или месяцев после ожога.



КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ СПРАВИТЬСЯ СО СВОИМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ

+ Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, обязательно говорите правду, не старайтесь приукрасить действительность.

+ Внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит: нет ли в его словах страха, тревоги, беспокойства? Разговаривайте с ребенком о его чувствах и ощущениях, не отделывайтесь поверхностными утешениями. Диалог, при котором родители вместе с ребенком проговаривают его "отрицательные" ощущения, помогают ребенку правильно их пережить. Детям определенного возраста свойственно испытывать страх, а у ожоговых детей, которые уже встретились с трагедией, чувство страха возрастает многократно.

Родители могут поговорить с ребенком о его страхах, например, так:

Ребенок: "Не выключай свет, мне страшно"
Родитель: "Ты боишься, что в темноте может что-то случиться?"
Ребенок: "Да, тут живет злое чудовище, оно на всех кидается"
Родитель: "Что же с ним случилось, кто его так разозлил?"
Ребенок: "Я не знаю, мне страшно..."
Родитель: "Хочешь, возьми меня за руку... Интересно, а Злое Чудовище боится чего-нибудь?" и т.д.

+ Объясните, что иметь подобные чувства нормально и естественно, говорите с вашим ребенком и о своих собственных чувствах - все это поможет и родителю, и ребенку лучше выразить себя и понять друг друга.

+ Не уставайте уверять ребенка: "Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе". Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно. Почти бесконечно.

+ Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка в этот период.

+ Не жалейте времени на разговоры и игры с ребенком. Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Прислушайтесь к его играм и фантазиям. Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства страха и агрессии. Дети могут начать сочинять фантастические истории или страшные сказки. Могут постоянно играть в одну и ту же игру, например, в "пожар", "автомобильную катастрофу", "несчастный случай" или "войну". Способствуйте этим играм, они снижают напряжение.

+ Если вы чувствуете, что ребенку необходимо выплеснуть свою агрессию, не препятствуйте этому, а направьте агрессивное поведение ребенка в безопасное для него и окружающих русло. Так, мягкая подушка не пострадает от ударов и не причинит вреда детским кулакам, а рвать лучше всего старый блокнот или ненужную тетрадку. Не запрещайте ребенку проявлять свои эмоции, позвольте ему грустить и плакать, если он потерял или сломал свою любимую игрушку.

+ Выражению чувств ребенка помогают не только слова и игра, но и занятия творчеством. Ребенку необходимо предлагать разные материалы. Именно разнообразие материала помогает ребенку выразить свои чувства с различной степенью глубины и интенсивности.

Надо учесть, что такие предметы как простой карандаш и шариковая ручка слишком скудны для полноценного выражения чувств ребенка. Гораздо эффективнее пластилин и глинакраски и цветные карандаши. Выбор материала в значительной степени зависит от того, чего вы хотите в данный момент добиться. Если, например, гуашь позволяет раскрепоститься и расслабиться, то цветные карандаши, наоборот, могут помочь возбужденному ребенку успокоиться.

Глина и пластилин, требуя определенных физических затрат, способствуют созданию трехмерных образов, связанных с целостностью тела и организма. Оба этих материала позволяют выражать чувства и конструктивно (с помощью создания различных образов), и деструктивно, когда ребенок, как будто бесцельно разминает или делит кусок пластилина на маленькие части. Такая деструктивная работа тоже эффективна и полезна с психологической точки зрения. Выбор типа работы зависит от состояния ребенка.

Гуашь активизирует фантазию, и работа с ней не требует больших усилий.

Работа с фломастерами также развивает фантазию, и вместе с тем способствует укреплению сосредоточенности и усидчивости.

От восковых мелков и цветных карандашей ребенок быстро устает - штриховка, раскрашивание рисунков требует большого расхода энергии. Однако эти инструменты предоставляют большие возможности для выражения чувств.

Выбор бумаги, на которой рисует ребенок, тоже должен быть продуман. Стеснительным закрепощенным детям лучше предлагать большие листы, на которых можно "развернуться", беспокойным же, напротив, имеет смысл предложить бумагу маленького размера, которая потребует от них сосредоточенности в продумывании того, как уместить на листочке свой рисунок.

С помощью аппликации можно создавать различные композиции - как сюжетные, так и бессюжетные. Материалом может быть не только цветная бумага и картон, но и старые журналы. Просто вырезая, ребенок действует деструктивно, затрачивая минимум усилий. Создание же композиций уже является конструктивной работой. (При создании аппликаций и любой работе с ножницами, помните, что ножницы должны быть с тупыми закругленными концами).

В заключение стоит сказать, что нельзя позволять больному ребенку манипулировать его болезнью. Вы должны быть его помощником, но не слугой. Не давайте ему поблажек, не старайтесь относиться к нему, как к больному.